Добавить в Избранное Распространение   |   Аудитория   |   Ценовой лист   |   О журнале  
Журнал De Luxe
Журнал «De Luxe» Декабрь-январь 2011
 Art   Beauty   Cars   Events   Finance   FrontRunners   Health   Home&Interior   Menu   Travel 
Размещение рекламы на сайте журнала De Luxe
Главная > • TravelОтдых и путешествия
Сто веков Иордании

Приглашение перед Новым годом в недельный пресс­-тур от Jordan Tourism Board (JTB, Иорданского управления по туризму) для меня было приятным сюрпризом. Несмотря на то, что сама Иордания для меня была, честно говоря, что-­то вроде terra incognita. Таковой она пребывала и в сознании моих друзей: кто-­то слышал, что это просто усовершенствованный Египет, почище и компактней, кто­-то говорил, что, по слухам, Иордания прекрасна, третьи вообще спутали её с Таиландом. Так что предстояло изучить ситуацию на месте самому.

Сто веков Иордании

Единственные ассоциации, которые удалось добыть из сознания – это легендарная Петра, объявленная одним из новых семи чудес света, и съёмки третьей части «Индианы Джонса». Все остальное, что обещал путеводитель – античный город Джераш, порт Акаба на Красном море, пустыня Вади Рам – оставалось только красивыми словами на глянцевой бумаге.

Представитель TMI Consultancy Элла Машинникова, которая провожала нашу группу – шесть журналистов из городов­миллионников – просто лучилась от эмоций. Глядя на нее, думалось, что наверняка иорданцы очень позитивный народ и частичку этого позитива сумели передать самой Элле. Что, в общем­то, этим же вечером и подтвердилось.

Перелёт

Главная авиакомпания Иордании – Royal Jordanian, «Королевские авиалинии». Ну слово «королевские» к чему­то обязывает. И этот стандарт иорданцы поддерживают как могут. Вроде бы разница в мелочах, но в гандикапе с отечественным сервисом арабы вырываются на две головы вперед. Начиная от горячих и влажных вафельных полотенец, подаваемых перед ланчем, как в хорошем суши­баре. Продолжая вмонтированными в спинки кресел ЖК­экранами, где можно не только посмотреть новости и видеоклипы, но отследить также он­лайн по карте, где сейчас находится самолет вкупе с милыми нюансами вроде высоты, скорости полета, направления на Москву и на Мекку. Трогательный факт заботы о пассажирах. И заканчивая бесплатным баром, где можно попробовать легендарное иорданское вино «Mount Nebo». Что это за гора Небо такая – об этом речь еще впереди.

Не знаю, насколько применим термин «сексапильность» к мусульманским стюардессам. Наверно, скорее их стоит назвать «безумно привлекательными». В арсенале их все то оружие восточной красавицы, описанное в «Песни песней» Ветхого завета: зубы как стада суягных овец, выходящих из купальни, волосы – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской, ланиты под кудрями – как половинки гранатового яблока.

Сто веков Иордании Самое главное, конечно, не красота. Мало ли у нас красивых стюардесс! Главное – какая­то необыкновенная доброта и участие к пассажирам. Прямо передо мной сидела такая славная иорданская пара с маленькой кудрявой девочкой. Девочка периодически, как положено в ее возрасте, хныкала, но как­то очень мило и застенчиво. А родители, как это принято в арабской семье, не строжились, а тетешкали. Вскоре подошла стюардесса и, вместо того, чтобы сделать традиционное российское замечание за нарушение тишины, подхватила девочку на руки, расцеловала и начала укачивать ее и утешать. Тут в голове моей что­то щелкнуло и переклинило.

Я попытался представить аналогичный поступок нашего обслуживающего персонала. И не смог.

Еще не прилетев в Иорданию, я понял, что жители ее – совсем другие люди. И сравнение было явно не в нашу пользу.

Амман

Столица Иордании, как и все легендарные города, основана на семи холмах. «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» – воодушевлял когда­то Наполеон свою армию. С холмов Аммана на нас смотрят головокружительные сто веков. Пропасть, отделяющая нас теперешних от их тогдашних, настолько велика, что некоторые экспонаты из Иорданского археологического музея до сих пор ставят в тупик. Например, глиняные двухголовые люди. Почему две головы? Зачем? Может, это древний тандем каких­нибудь палеолитских Путина и Медведева? Может, последствия чернобыльской катастрофы тогдашней высокоразвитой Атлантиды? Нет ответа.

Надо сказать, что с головами в то время вообще обращались как­то вольготно. В соседнем музейном шкафу хранятся мумифицированные ископаемые головы, которые родственники покойных засушивали себе на память. Тело, как полагается, хоронили, а головы подвешивали.

Ведь тогда не было ни фотоальбомов, ни хоум видео. Очень удобно было, видимо, по тем временам. «Вот, знакомьтесь, это дедушка мой. А это свекр, царство ему небесное. Как видите по черепу, большого ума был человек…»

«Амман – белый город». Эта фраза давно стала штампом для всех гидов. Город действительно белый. Впечатление издалека, что кто­то рассыпал по зеленой скатерти коробку рафинада.

Сто веков Иордании Разрешения на постройку домов другого цвета вам никто и не даст. Налог на строящийся дом точно такой же, как на готовый, поэтому нет безобразного долгостроя с торчащими в небо ребрами арматуры, как в Каире. Это вдвойне не Каир, потому что здесь нет и пыльных бурь: ведь город в горах, занимая по высоте второе место в мире после йеменской Саны. И пробок нет. Здесь водят вежливо и плавно, без изнурительного египетского бибиканья, с удовольствием пропуская пешеходов. Может быть, опять дело в запретительных мерах? 150 долларов езда с непристегнутым ремнем, 300 долларов – разговор за рулем по мобильному, более серьезные нарушения – лишение прав на несколько месяцев.

Кстати, дороги иорданские великолепны. Везде, где бы мы ни путешествовали по стране, автобаны изумительного качества – нечто среднее между Швецией и Германией, хотя некоторые строились аж в 1986 году. Во многих местах полотно даже лоснится гудроном, будто в кустах прячется некий смазчик, который по ночам выскакивает и наводит блеск промасленной тряпочкой. Климат, климат, конечно же… По весне шоссе не трескается, как у нас. Да и уворовано наверняка при строительстве было куда меньше. Ведь мудрый король Абдулла II тщательно следит за расходованием средств и за нерадивыми министрами. Вот только в ноябре разогнал весь парламент из 48 депутатов за лень и глупость и формирует новый. И ведь, кроме шуток, все у него получается. Видимо, потому, что маленькой Иорданией в ручном режиме рулить гораздо проще, чем огромной холодной Россией. Да и почти половину подданных видно из окна – 38 процентов иорданцев довольно компактно проживает в Аммане.

Отец Абдуллы II, Хусейн Бин Талаль, тоже очень заботился о своих подчиненных. Увлекался он при жизни, подобно Гарун Аль­Рашиду, хождением в народ. Так, прослышав, что в какой­то больнице на севере страны плохо заботятся о стариках, он лег туда в качестве обычного пациента и на себе испробовал ненавязчивый сервис, предлагаемый этим заведением. В результате весь персонал был уволен да еще слегка припозорен по телевидению.

Прямо посреди города (и это роднит его с Римом) находится старинный амфитеатр на несколько тысяч мест. Не знаю, может быть, многие века истории накладывают отпечаток на иорданцев, но они лишены суетливости, держатся очень достойно, но без высокомерия – от первых лиц государства до простых уличных торговцев.

Амман удивителен тем, что здесь практически нет общественного транспорта – ни автобусов, ни трамваев, ни тем более метро, которое невозможно вырыть в этой скалистой почве. Только такси, которое стоит недорого, 4­5 динаров, и которым пользуются на каждом шагу.

Джейди

Именно так, слегка фамильярно и чуть по-­американски, называют иорданцы свою валюту – JD (иорданский динар). Джейди, несмотря на пожульканный вид этих купюр, валюта очень увесистая. Стоит она почти полтора доллара. А на один джейди, кроме магнита на холодильник, ничего и не купишь. Это оборотная сторона высокого уровня жизни, что установился в Иордании – средняя зарплата в Аммане достигла сегодня полутора тысяч долларов, в провинции – в два раза меньше. Для страны, которая не располагает ни нефтью, ни газом, да вообще ничем, кроме фосфатов, которая находится в окружении столь беспокойных и воинственных соседей, как Израиль, Палестина и Ирак, цифра очень внушительная. Иорданцы научились зарабатывать на транзите – все трубопроводы тянутся через них в Турцию и Израиль, а порт Акаба на Красном море – ключевой пункт для экспорта­импорта на Ближнем Востоке.

Отметим также, что Амман – самый дорогой город на Ближнем Востоке, а уж жилье здесь вообще зашкаливает по любым меркам. Самая «недорогая квартира» – 400­450 тысяч долларов (правда, отметим, что жилья менее 125 квадратных метров. Время от времени бум недвижимости подхлестывают волны переселенцев из более неспокойных стран. Например, в 2003 году, после вторжения в Ирак, оттуда переселился почти миллион человек.

Как же иорданцы могут покупать такие дорогие квартиры? Опять же выручает круговая семейная порука. Все родственники сбрасываются по сто долларов, и вот она – квартира!

Среди шести с половиной миллионов населения миллион семьсот тысяч – это гастарбайтеры: египтяне, марокканцы, алжирцы, филиппинцы, индусы и пакистанцы. Повышение уровня жизни привело к тому, что местные жители не особенно хотят выполнять черную работу, а предпочитают быть клерками и начальниками. И вообще, руководство Иордании считает, что для экономического развития все средства хороши. Так, французам бесплатно отдали землю под строительство крупного аэропорта, а еще какие-­то европейцы, кажется, англичане кардинальным образом перестраивают самый центр Аммана.

(Продолжение в следующем номере).

Благодарим Управление по туризму Королевства Иордания за организацию пресс-­тура.

Сергей Беседин

«Сто веков Иордании»
Журнал «De Luxe». Декабрь-январь 2011

Самые популярные материалы номера:

Катя Старикова вошла в историю
Секрет женской красоты – здоровье!
5 самых роскошных подарков
Тото Кутуньо спел на языке любви
Что у нас в портфеле? Учимся покупать активы в правильных пропорциях

Также рекомендуем:

Япония глазами очевидца. Город Саппоро
Алтай не просто горы…
Туры в Израиль в Раанану
Индивидуальные туры по Италии в Бормио
Япония глазами очевидца. Город Саппоро